Четверг, 16.05.2024, 00:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя английского языка Кузнецовой Ольги Николаевны

Меню сайта
Категории раздела
Поиск
Форма входа
About Britain
Interestingly, with a population of 60 million people, Great Britain is the third most populous island in the world, after Java and Honshû.
Quotes
Agendaweb
ESLdiscussions
UsefulEnglish

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ I
Игра, без сомнения, содержит большой мотивационный потенциал. По мнению психологов (А. А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями. Игра — это не только инструмент преподавания, активизирующий мыслительную деятельность обучаемых. Она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для обучаемого. Игра подразумевает активное участие всех обучающихся. Взаимодействие обучающихся в игре, направленное на решение стоящей учебной задачи, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в результате деятельности. Она заставляет учащихся волноваться и переживать, позволяет проявить себя, самоутвердиться, испытать чувство успеха. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка имеет большие потенциальные возможности. С помощью игровых технологий хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки говорения, восприятия и понимания речи на слух, чтения и письма. Они помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность учащимся преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. Кроме этого, игровые ситуации приближают речевую деятельность учащихся к реальной коммуникации, а значит язык используется как средство межкультурного общения. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» Сухомлинский В.А. Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игровых технологий в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений, дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Кроме этого, игра – это активный способ достижения многих образовательных целей: это хорошее средство активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков различных видов речевой деятельности, и в первую очередь, говорения. Она обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, всесторонне развиваются. Ведь в процессе игры школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. С точки зрения организации словесного материала игра есть не что иное, как речевое упражнение. Также игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению, что позволяет повысить эффективность урока иностранного языка и создать положительную мотивацию школьников в обучении иностранному языку. Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: является средством развития мотивационно-потребностной сферы, средством познания, средством развития умственных способностей детей и средством развития произвольного поведения. Использование игровых технологий в процессе обучения способствует выполнению важных методических задач:  созданию психологической готовности детей к речевому общению;  обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;  тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является  подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Так как современный процесс обучения направлен на повышение качества знаний, то игровые технологии могут быть использованы в следующих случаях: - в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы; - как элемент какого-либо другого метода; - в качестве целого урока (нестандартный урок) или его части (введение, объяснение, закрепление, контроль, упражнение); - при организации внеклассного мероприятия. Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции: 1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков. 2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. 3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир. 4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. 5. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку. 6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. 7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. В зависимости от того, какой критерий положен в основу, игры классифицируют: 1. по виду деятельности:  физические (двигательные);  интеллектуальные;  трудовые, социальные;  психологические. 2. по характеру педагогического процесса:  обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;  познавательные, воспитательные, развивающие;  репродуктивные, продуктивные, творческие;  коммуникативные, диагностические, профориентационные. 3. по характеру игровой методики:  сюжетные  ролевые  предметные  деловые  имитационные  игры-драматизации. 4. с точки зрения целевых ориентаций:  дидактические (их используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, формируют умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки);  воспитывающие (воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки);  развивающие (развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, рефлексию);  социализирующие (приобщают к нормам и ценностям общества, адаптируют к условиям определенной среды, обучают общению). На уроке иностранного языка мы имеем дело с особым видом игр – учебными играми. Они отличаются от развлекательных тем, что имеют второй план или узко методическую цель. Для учащихся учебная игра остается развлечением, тренировка отодвигается на второй план. Для учителя же любая учебная игра – это, прежде всего, упражнения. Учитель всегда четко и точно представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Однако, ему ни в коем случае не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план. Он должен смеяться и радоваться вместе с учениками, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл упражнения, а не учебный. Если учитель раскроет ученикам второй план, то игра превратится в обычное упражнение. Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх. Поэтому следует выделить несколько типов коммуникативных игр:  коммуникативные игры, в основе которых лежит методический прием ранжирования;  коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся;  коммуникативные игры, предполагающие группировку или подбор подходящих вариантов;  коммуникативные игры на поиск пары;  коммуникативные игры – интервью;  ролевые игры. В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку М.Ф. Стронин подразделяет игры на: - подготовительные - творческие «Подготовительные» игры включают в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры. Целью этих игр является формирование произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировка употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммукативном этапе овладения иностранным языком. К «творческим» играм относятся аудитивные и речевые игры. Их цель – дальнейшее развитие речевых навыков и умений. Особое место в обучении иностранному языку занимают сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры составляют основу собственно игровой деятельности и являются завершающим этапом в игровом обучении устному иноязычному общению младших школьников. Они подводят итог моделированию реального общения учащихся на основе учебной, актуальной и потенциальной деятельности школьников. Учеными-методистами разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка, которые являются основополагающими в моей деятельности: - игра не должна быть образцом для механического подражания – это образец творчества; - учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными; - в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре; - формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке; - игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее. Место игр на уроке и отводимое ей время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материал, целей и условий урока и т. д. Игры лучше всего и использовать в середине или в конце урока, чтобы снять напряжение. Но хорошо спланированная и продуманная учителем игра может быть применена на любом из этапов урока. Важно, чтобы она служила действенным стимулом в ситуации, приносила положительные эмоции и повышала интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Категория: Мои статьи | Добавил: kuzneon (05.08.2014)
Просмотров: 1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
часы
календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
В какой сфере Вы применяете знания по английскому языку?
Всего ответов: 75
Наша гимназия
Новости гимназии
  

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz