Среда, 15.05.2024, 05:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя английского языка Кузнецовой Ольги Николаевны

Меню сайта
Категории раздела
Поиск
Форма входа
About Britain
Surprisingly, there are more chickens than humans in England.
Quotes
Always forgive your enemies; nothing annoys them so much. Oscar Wilde
Agendaweb
ESLdiscussions
UsefulEnglish

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ОБУЧАЕМ ГРАММАТИКЕ, ИГРАЯ

При обучении грамматике задействована и память, и внимание, и логическое мышление учащегося, и в целом этот процесс требует большого умственного напряжения. Не секрет, что интерес к грамматической информации у учащихся быстро угасает, иногда прямо на начальном этапе. Результатом является то, что выпускники школ называют грамматику одним из самых сложных аспектов иностранного языка. Некоторые аспекты английской грамматики очень сложно выучить методом традиционной зубрёжки. Требуется приложить немало усилий, чтобы заставить себя сконцентрироваться на тексте или таблице. Практика показывает, что гораздо интереснее и эффективнее изучать английский язык в игровой форме. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Кроме этого, игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений, дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Но самым важным является то, что в игре есть возможность представить упражнения как коммуникативные, то есть создать условия, максимально приближенные к реальному общению. На уроке иностранного языка мы имеем дело с особым видом игр – учебными играми. Они отличаются от развлекательных тем, что имеют второй план или узко методическую цель. Для учащихся учебная игра остается развлечением, тренировка отодвигается на второй план. Для учителя же любая учебная игра – это, прежде всего, упражнения. Учитель всегда четко и точно представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Конечно же, ему ни в коем случае не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план. Он должен смеяться и радоваться вместе с учениками, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл упражнения, а не учебный. Если учитель раскроет ученикам второй план, то игра превратится в обычное упражнение. Учеными-методистами разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка, которых я придерживаюсь в своей работе: 1. Игра не должна быть образцом для механического подражания – это образец творчества. 2. Учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными. 3. В игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре. 4. Формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ том, что получается в результате, могут даваться на родном языке. 5. Игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно быстрее включиться в нее. Особое внимание в своей работе я уделяю грамматическим играм. Они нацелены на формирование и совершенствование умений учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Дети с удовольствием принимают участие в играх, а главное, сами замечают, что грамматику английского языка можно выучить без «зубрежки», просто играя. Мне бы хотелось поделиться теми играми, которые больше всего нравятся моим ученикам, и которые действительно помогают учителю в обучении грамматике английского языка. Младшим школьникам очень нравится «Сказка о рыбаке». Этот игровой прием я применяю при введении вопросительной структуры в предложениях в Present и Past Simple. В случае с Present Simple лучше начинать с предложения с глаголом 3-го лица единственного числа. Например, Peter gets up at 7 o'clock every day. В Past Simple – с правильного глагола, оканчивающегося на –e. Например, Mary watched TV yesterday. Я готовлю карточки со словами, составляющими предложение, отдельно карточки со вспомогательным глаголом, написанным с прописной буквы, смысловой глагол в форме инфинитива без частицы to, знак вопроса. А также изображение рыбака с удочкой. Карточки крепятся на доску в виде утвердительного предложения. Карточка со вспомогательным глаголом крепится под карточку со смысловым глаголом таким образом, чтобы было видно только окончание (watched). Внимание детей обращается на предложение на доске. Им сообщается, что внутри предложения завелся шпион, и я пригласила рыбака, чтобы он помог этого шпиона выудить (на доске перед предложением прикрепляется изображение рыбака). Далее задается вопрос, где же, по мнению учащихся, может скрываться шпион. Все слова в предложении выглядят привычно, и только у глагола skate наблюдается буква d в конце. Наверное, это видна шляпа шпиона! Чтобы его поймать, рыбак делает профессиональное движение и буквально вытаскивает глагол did, который сразу же становится на первое место в предложении. Карточка Did крепится перед подлежащим. Рыбак свою работу сделал, и оставил в конце предложения автограф – рыболовный крючок (прикрепляется соответствующая карточка). Таким образом, учащиеся видят, что получился вопрос. “Шпион” в предложениях с неправильными глаголами прячется лучше, его шляпа не видна, но глагол изменился и всем своим видом дает нам понять, что шпион все же скрывается за ним (Kate and Simon went to the amusement park yesterday). Зовем на помощь рыбака – и достаем вспомогательный глагол did. В этом случае на доску, одна на другую, прикрепляются три карточки: Did, затем go, и верхняя – went. Когда Did переносится в начало предложения, ни в коем случае нельзя забыть убрать карточку went, чтобы осталось go. Лучше всего шпион прячется в предложениях с Present Simple (The children usually play here). Но мы-то уже знаем, что за глаголом непременно кто-то скрывается. Так и есть, это вспомогательный глагол do. В 4-5 классах можно попробовать прием «Подсказка на ладошке». Я обычно говорю детям, что подсказать, как задавать английский вопрос, поможет собственная ладонь. Ладонь левой руки для правшей и ладонь правой, если повернуть ее тыльной стороной кверху, для левшей. Призывать ладошку к помощи целесообразно, когда учащиеся уже познакомились со структурой общего и специального вопроса, и теперь требуется ее закрепление и употребление в собственных высказываниях. Детям сообщается, что на ладони 5 пальцев, а специальный вопрос любит цифру 5. Итак, мы смотрим на ладошку. Раз, отдельно от всех расположен большой палец. Он любопытный и любит задавать вопросы: what, when, how, where, why и т.д. Два, следующий за ним указательный палец – ученый. Он, кроме этого, самый строгий и может даже грозить: “Ну-ка вспоминайте, что необходимо, чтобы задать вопрос по-английски! Правильно, вспомогательный глагол”. То есть, указательный палец заведует вспомогательными глаголами. What do…? Три – средний, самый длинный палец – считает себя самым главным. И немудрено – ведь он – подлежащее! Какое предложение без подлежащего! What do you…? Четыре – безымянный палец – примерно одинаковой длины с указательным. Значит, он тоже связан с глаголом. Вспомогательный глагол уже занял свое место – остался смысловой. What do you have…? Пять – мизинец – самый маленький пальчик, это оставшаяся часть предложения. What do you have for breakfast? Пальчик маленький, поэтому иногда отдыхает – то есть остальной части предложения может и не быть. Например, What did you say? А вот когда мы задаем общий вопрос – отдыхает большой палец. Общий вопрос любит цифру 4. Did you like the concert? Ученики могут обвести свою ладонь в тетради, раскрасить пальчики, придать им какие-то образы. Собственная ладонь впоследствии может служить для самопроверки, пока у детей не выработается автоматизм. Для совершенствования навыка употребления конструкций there is/are мы играем в «Комнатный бой». В игре участвуют два человека (иногда мы играем и командой). Правила игры просты. Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнёра, который будет заполняться “мебелью” по ходу игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнёра. Например: Is there a table in the middle of the room? / Are there pictures on the wall? и т.д. Если ответ утвердительный, то спрашивавший делает соответствующие рисунки в пустом квадрате – “комнате” и задаёт следующий вопрос. Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнёра. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в “комнате” партнёра и заполнил пустой квадрат. Моя любимая игра – “Sentence Star”. В нее можно играть по парам и по группам. Я прошу своих учеников нарисовать пятиконечную звезду на листе бумаги. На каждом конце звезды дети записывают по слову, которое я им диктую. Hапример, can, like, have, used to, going to. (Можно варьировать слова в зависимости от программного материала, уровня подготовки учащихся и т.д.). Затем прошу учеников написать правдивое утверждение о себе, используя данные слова. Если учащиеся работают в паре, то один из них читает свое предложение, а второй должен задать вопрос (любого плана/ либо по указанию учителя). Например, P1: I can play the piano. P2: Can you play the piano well? При работе в команде, все участвуют в составлении вопросов. Одна команда читает свои предложения, вторая задает вопросы, а после наоборот. Для данной игры учитель может сам определять грамматический или лексический материал и отрабатывать определенное грамматическое явление. Побеждает та пара или команда, которая сделала наименьшее количество ошибок. Эту игру можно применить и при закреплении лексического материала. Еще одна игра, которая вызывает огромный интерес у детей, называется «Угадай, что я делал» (“Guess What I Have Been Doing”). Игра нацелена на отработку форм Present Continuous и Present Perfect Continuous. Считалкой мы выбираем первого ведущего. На столе я раскладываю карточки изображением вниз. На каждой карточке по две картинки (что человек делал, и что происходит сейчас). Первый играющий берет одну картинку, не показывая изображение остальным, и описывает состояние людей. Например, I'm crying. Остальные учащиеся должны догадаться, что произошло. Например, Have you been fighting?/ Have you been cutting onions? и т.д. Тот, кто угадал, продолжает игру. Иногда ученики придумывают смешные вопросы, это помогает поддерживать благоприятную атмосферу на уроке, раскрепощает детей. Любимые игры старшеклассников – «Аукцион» и «Алиби». В первой из них учитель готовит список из 20 предложений, например, “Second Conditional”. Две трети предложений содержат грамматические ошибки. Класс делится на команды по 3-4 человека. Надо просмотреть список предложений и решить, какие из них грамматически верны, а какие – ошибочны. Каждая команда получает определенную сумму денег (мы называем 3000 «пунтов»). Далее начинается аукцион. Учитель зачитывает предложения в произвольном порядке, учащиеся делают ставки только на правильные предложения. Начальная цена лота – 200 пунтов. Выигрывает та команда, которая предложила цену выше. Если предложение верно, команда выигрывает. Если неверно – проигрывает эту сумму. Выигрывает команда, заработавшая больше всего очков. Игра всегда проходит в активном темпе, намного быстрее, чем выполнение обычного упражнения. Еще одна игра на тренировку употребления условных предложений любого типа – “Conditional Circle”. Как правило, я подбираю или составляю сама интересный рассказ, можно юмористический, мистический и т.д., зачитываю его детям и в определенный момент по сюжету, спрашиваю: What would you do if…? Ученик отвечает на вопрос, а дальше игра продолжается по правилам «Снежного кома». Например, Teacher: "What would you do if you saw a snake in the park?" Pupil1: "If I saw a snake in the park I'd make a noise." Pupil2: "If I made a noise, people would look at me." И т.д. Одна из наиболее популярных игр – всем знакомая игра «Алиби». Как правило, она используется при отработке различных форм прошедшего времени и применяется на среднем или старшем этапах обучения. Учитель сообщает, что накануне было совершено преступление и дает его краткое описание. Учащиеся делятся на команды – «подозреваемые» и «полиция». (Чтобы дети менялись ролями, я предлагаю вытянуть карточки, на которых написано “suspect” или “police”). «Полиция» готовит вопросы для подозреваемых, которые, в свою очередь, придумывают алиби (что они делали днем, вечером в то время, когда было совершено преступление, что ели, во что были одеты и т.д.) Чем больше деталей они придумают, тем лучше. «Полиция» по очереди опрашивает «подозреваемых», фиксирует их ответы. После опроса «полиция» сообщает о том, что говорили «подозреваемые», используя косвенную речь. Если ответы «подозреваемых» не совпадают, их обвиняют в совершении преступления. Описанные мною игры очень просты и не требуют особых затрат от учителя, только творчество. Зато, как показала практика, позволяют достичь хороших результатов в обучении грамматике английского языка. Таким образом, учебные игры дают возможность учащимся овладеть способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи, в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывании идей. А это позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

Категория: Мои статьи | Добавил: kuzneon (05.08.2014)
Просмотров: 641 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
часы
календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
В какой сфере Вы применяете знания по английскому языку?
Всего ответов: 75
Наша гимназия
Новости гимназии
  

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz